Колоссы Мемнона в Луксоре (Египет)

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, край солнечного диска пронеслись первые лучи через окружающую пустыню . Утром приехали в Луксор, как это было здесь уже тысячи лет, освещая и наполнен замороженный свет гигантской пирамиды, Нил, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумной, крикливой толпы. Вот он подкрался к подножию двух гигантских, каменных безликих статуй, на мгновение остановился, как бы спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их Золотой рассвет, двинулись дальше…

Почти три с половиной тысячи лет, Колоссы Мемнона молча сидящих на своих каменных постаментах, предваряя вход в величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта, Аменхотеп III. Две статуи сидящего на троне, с видом на Восток, навстречу солнцу. Его руки покорно сложены на коленях, и ноги вырезаны фигуры двух женщин. Одним из них является его жена, Теа, и другие его матери Mutemwiya. На боковых панелях сохранились изображения Бога Нила – хапи.

Мы можем только догадываться о том, как были доставлены на строительную площадку на расстояние 670 километров огромные многотонные блоки песчаника кварцита, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчетам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона — щедрая дань культу мертвых, что дало мощный импульс для развития древнеегипетской культуры. Чтобы сохранить покой умершего фараона, воплощенного божества, который покинул земные пределы и обрел свою вечную жизнь на другой стороне бытия, былое великолепие и величие – это идея скульптуры.

Колоссы Мемнона был первоначально предназначен, чтобы охранять вход в поминальный храм Аменхотепа. По словам современников, грандиозность и великолепие храмового комплекса не было равных в Древнем Египте. Площадь храма составила 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III и Рамсеса II и Рамсеса III не смог победить его .

Храма была непростая судьба. От древнего греческого историка и географа Страбона, которые были свидетелями разрушительного землетрясения в 27 г. до н. э., он пришел в нашу память на значительный ущерб северной части фигуры. Уже в XIX веке в знаменитой литографии 1840 года, мы видим памятник, окруженный водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила существенно повредить их основание. Но частичное разрушение одного из гигантов дал им мистическую окраску. Возможно, изменения температуры и испарения влаги внутри неисправностей с легким ветром вызвало странные звуки, напоминающие легкие стоны или свист.

Колоссы Мемнона начал петь, что привлекло к нему тысячи путешественников со всего мира, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут вмешался римский император Септимий север в 199 отдал приказ запечатать поврежденную часть и, таким образом, ублажить Оракула. Так что «пение» прекратилось навсегда.

О былом величии заупокойного храма Аменхотепа III, почти ничего не осталось, кроме двух полуразрушенных статуй. И виноваты здесь не только время и частые наводнения. Ученые не исключают, что египетские цари более позднего периода часто использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивания его памяти.

Колоссы Мемнона, который, кажется, уже известен всем, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий Египтолог Райнер Стадельманн во время реставрации статуи нашли на головные уборы цариц и фараонов, полихромная роспись, и чудом сохранившиеся подводка выбитыми глазами.

Современный Луксор-это туристическая Мекка. Удобное расположение делает его доступным для экскурсии в любом уголке Египта. Например, из Хургады, популярного среди россиян курорта можно добраться всего за час. Экскурсия в Луксор сделает эту поездку незабываемой.

И еще, почему статуи Аменхотепа III было дано имя Мемнона? Не в том, что имя Эфиопского царя, по преданию, павшим в Троянской войне от руки Ахилла. Видимо, путаница была привезена греками, которые приняли Немаатра (тронное имя Аменхотепа III), для Мемнона. В переводе на русский язык это означает «правитель утренней зари».

Ко времени правления Аменхотепа III относится к периоду расцвета Египта. Когда он установил дипломатические отношения с Вавилона, Сирии-Палестине, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери царя Вавилонского и суд египетского правителя потряс своей роскошью. В дополнение к Кладбищенскому храму во время его правления было построено множество великолепных зданий, среди которых величественный рестайлинг и колоннаду в луксорском храме.

Мумия Аменхотепа III был обнаружен в 1898 году в одном из углублений долины царей.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стали появляться потерянные изображения храма. На первом пилоне просто были статуи. Дальше на Запад простирался обширный суда, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храма продолжались гигантские колоннады процессии, алебастровые колоссы у третьего пилона и крытый двор с огромной статуи царя в облике Осириса.

В южной части двора был Сфинкс — точная копия в Санкт-Петербурге и в Северо — Сфинкса в облике царицы тейе. За двор был крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме Пучков папируса стояли многочисленные статуи богини Сехмет, охраняющие мир в святая святых, где статуи богов и, возможно, фараона.

Храм был специально построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть свое величие, предполагалось затопление двора во время наводнения, и храм тогда, как если уподобить землю, создал в начале всех начал. Однако, не все удалось представить. Фундамент оказался ненадежным и столбцов, стоящие прямо на земле под собственной тяжестью начал тонуть и, в конце концов рухнула, что храм обречен на гибель.

В истории Древнего Египта до сих пор много белых пятен. По мнению известного российского Египтолога, руководителя отдела Древнего Востока Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не расследованы. Среди них, в дельте Нила, где культурный слой расположен глубоко под речными наносами. Плохо изучал памятники в музеях мира.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, их истории не зафиксировано. Для них это была просто смена циклов – годового, Регал и т. д. В честь ученых, которые изучают в начале ХХ века-это достаточно легко, чтобы читать древнеегипетские тексты, наши знания о далеком времени значительно возросла. Однако полное теоретическое понимание языка и письменности еще далеко.

Не остаются без внимания в эпоху правления Аменхотепа III. Египтологи спорят о так называемой «сцены из Божественной рождения,» Хатшепсут и Аменхотепа III изображен во Дворце Дейр-Эль-Бахри в Луксоре, пропагандистской или религиозной документы. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «чудесное рождение царя Амона-Хотепа III и другие египетские исследования», утверждал, что причин для создания сцены рождения был более религиозным, чем политическим, а относится к замене культа Бога РА, культ Бога Амона.

Интересный и необычный взгляд на историю Древнего Египта два наших знаменитых земляков, математиков г. в. Носовского и А. т. Фоменко. По их расчетам, описываемые события – не седой древности. Все это якобы происходило в эпоху завоевания Мамлюками в XIII – XIV веках н. э., а в Египте был только на окраине огромной Империи Руси – Орды. Выглядит совершенно парадоксальное утверждение, что один из колоссов Мемнона, восседающий на троне с изображением православного креста на спине. И самое интересное, он действительно есть. Мы просто надеемся, что истина где-то рядом.

Все-таки, лучше один раз увидеть. Без ущерба для пребывания в уютных, солнечных пляжах Хургады и Шарм-Эль-Шейх, миллионы туристов со всего мира приезжают в Луксор, чтобы увидеть эти огромные, загадочные каменные фигуры с расплывчатыми лицами, стоящими на страже ушедших веков.

Раздел Египет на форуме: Египет на форуме