ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Статья “Живопись Древнего Египта” познакомит читателя со всеми тонкостями древнего искусства, до сих пор считающегося одной из загадок человечества. Большое внимание в школах уделялось технике рисунка. Школа живописи в Древнем Египте

Первые школы живописи Египта стали возникать в период существования Древнего Царства. Как и любое другое искусство Древнего Египта, живопись на заре времён носила исключительно сакральный характер. В этих школах будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ране разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы. Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески. Стены гробниц фараонов обильно украшались картинами, повествующими о жизни, смерти, погребении правителя, а также о том, что ждёт его в загробном бытии. Помимо всевозможных таблиц, учебным пособием для юных живописцев могли служить самые качественные из рисунков, написанных выпускниками школы.
Восемнадцатый – лобные бугры. На одиннадцатом пальце находится пупок. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном главном уборе. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Правилами были прописаны также такие нюансы как ширина глаз, носа, груди, толщина рук и ног, и прочие подобные характеристики. Пропорции каждой части тела вымерялись с математической точностью, и должны были на сто процентов соответствовать канону, разработанному специальной группой людей, называемой художники-теоретики. Семнадцатый – кончик носа. Если же неправильным было всё изображение, юный художник заравнивал поверхность и рисовал весь контур заново. Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Правила изображения человека
Если к изображениям животных и птиц мастера были относительно лояльны, то к изображению человека требования были чрезвычайно строгие. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. Лучшими рисунками считались те, в которых преобладали тонкие и плавные линии контура. Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли начать изображение с любой точки, или продолжить фигуру, начатую кем-то другим. Шестнадцатый палец – кадык. После того, как рисунок был завершен, художник аккуратно заминал клетки пальцем. Именно из таких картин учителя и составляли альбомы для примера следующим поколениям учеников. Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки, вытянутого вдоль бедра. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры. При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.
Современный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Если предполагалось изображение нескольких стоящих рядом одинаковых фигур (например, солдаты в строю), первая из них тщательно прорисовывалась, после чего рядом добавлялись лишь контуры последующих. В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным. Для рисунков периода Древнего Царства характерен сероватый фон. Зелёный, окрашивающий воды Нила в преддверии наводнения, стал цветом надежды. Заключение
Каноны древнеегипетской живописи возникли в третьем тысячелетии до нашей эры и оставались незыблемы на протяжении многих веков. Желтый символизировал вечность. При изображении многоплановых сцен фигуры второго плана размещались над фигурами первого, иногда отделяясь от них прямой вертикальной линией. Именно благодаря свободе художественного самовыражения животные и предметы на египетских рисунках выглядят более реалистично, нежели люди. Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Лучшие художники и скульпторы Древней Греции стремились попасть в Египет, дабы овладеть навыками построения изображения, которые они считали совершенными. Голубой служил символом Нила. Изображая на плоскости фигуру человека, художник придерживался следующих правил: голова, руки и ноги изображались в профиль, глаза и торс – в фас, живот — разворотом в три четверти. Далее контур раскрашивался в нужный цвет. Все фигуры на рисунке имели резко очерченный черный контур, лишь в тех случаях, когда необходимо было отделить друг от друга поверхности одного цвета, контур рисовали красным. Так красный, ассоциирующийся у людей с засухой и выжженной землёй, служил символом зла и разрушений. Техника нанесения рисунка
Рисунки наносились на поверхность древесным углём, либо процарапывались поверх штукатурки специальной заострённой палочкой. Краску нужного цвета смешивали со специальной вязкой жидкостью, затем делили на небольшие кусочки, которые смачивали водой, после чего раскрашивали ими картину. Цвет в живописи Древнего Египта
Для египтян каждый из применяемых в рисунке цветов имел своё особое значение, которое было продиктовано жизненными циклами страны. Красящие пигменты художники получали из сажи, известняка, охры и медной руды. Правила изображения предметов
Первое и главное правила изображения предметов – предмет не может быть выше человека. Само собой разумеется, композиция размещалась на плоскости как единое целое и не могла содержать просветов. По цвету фона рисунка, можно легко определить, к какому периоду древнеегипетской истории он принадлежит. Предметы, дома, гробницы и храмы изображались в плоскостном разрешении лишь одной из своих сторон. Так, например, предметы, расположенные вдалеке и вблизи изображались на одном уровне. Живопись Древнего Египта основывалась именно на законах и принципах фронтальности, именно по этой причине все рисунки были линейными и лишенными трехмерности. Черный – цвет плодородной почвы, считался символом смерти и возрождения. В остальном при прорисовке неодушевлённого предмета или животного художнику предоставлялась полная свобода действий, если правила и существовали, то продиктованы они были, лишь гармоничностью расположения рисунка на плоскости. Кожу женщин раскрашивали в блёдно-розовые или желтые тона, в то время как мужчины имели коричневую или красную кожу. Расстояние между объектами, и их положение в пространстве не учитывалось. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти. Картины Нового Царства писались на бледно-желтом фоне, перешедшем в последствии в насыщено — оранжевый. Правила нанесения рисунка
Расписывая гробницу, художник должен был создать на её стенах своеобразную книгу жизни и смерти покойного. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех. Реальные пропорции людей при этом не имели никакого значения. Синий олицетворял божественные волосы. Готовый рисунок в целях сохранения долговечности покрывали воском. Отражение жизненной реальности вообще никогда не являлось задачей для египетских художников, их задачи были совершенно другими: живописцы призваны были украсить усыпальницу правителя, уместив в картину всю его жизнь, и при этом подчеркнув величие покойного. Цветовой фон рисунка, как правило, был нейтральным, что помогало избежать изменения тональности картины. Для того чтобы создать такую плоскостную композицию художник должен был точно соблюдать правила фронтальности.