Самые необычные экскурсии. Подземелья Парижа

Франция известна множеством достопримечательностей, а любой автобусный тур в Париж не обходится без осмотра Эйфелевой башни, а среди музеев есть интересные экспозиции технического характера. К примеру, музей метро Парижа, где мы узнаем о первых поездах и вагонах, выполненных из березовых досок, о первой страшной катастрофе в парижском метро начала ХХ века, о великолепных кованых навесах над каждой станцией метро…

Музей парижской канализации

Впрочем, подземный Париж — штука довольно интересная и состоит, разумеется, не только из метро. Туристам предлагается интереснейшая экскурсия по канализации французской столицы, которая стала объектом интереса парижан и гостей города еще задолго до появления метро, в XIX веке.

По протяженности городская канализация в десять раз больше метро, а это около 2500 км. Конечно, не вся инфраструктура готова принять туристов, но часть ее подготовлена для осмотра и укомплектована интересными экспонатами — вагонетками для очистки 1800-х годов, огромными деревянными шарами для очистки, насосными станциями, схемами и другими экспонатами.

Канализационные тоннели точь-в-точь повторяют структуру городских улиц. Под проспектами и бульварами тоннели высокие и широкие, под небольшими улочками — узкие, а на каждом тоннеле установлена табличка с названием улицы, под которой он расположен. Буквально до 1600-х годов канализация Парижа имела довольно примитивную схему и тесно контактировала с Сеной, поэтому в городе часто возникали инфекционные заболевания. Только к 1860 году, стараниями инженера Эжена Бельграна, система начала активную трансформацию и все больше напоминала современную.

Первая экскурсия в систему канализации Парижа прошла в 1872 году и вплоть до 1920 года туристов возили на подготовленном поезде. До 1975 года туристам предоставляли лодки, а сейчас все экскурсии проходят в пешеходном режиме по специально отведенным местам. Тем не менее музей канализации расскажет массу поразительных историй. Даже Виктор Гюго посвятил теме сточной системы города более 50 страниц рукописного текста. Информацию ему предоставил некий Эммануэль Брунсау, которого Наполеон лично командировал в подземку для составления точного плана и систематической инспекции состояния. Более того, инспектор создал не только детальнейший план, но и с точностью описал все неожиданные находки, от золотых колье до скелета орангутанга, который сбежал из зоопарка Парижа.

Версия для печати