Нефтида (Небетхет)

Главная Религия Древнего Египта Нефтида (Небетхет)



Нефтида (Небетхет)

04.08.2011 21:01

Нефтида. Статуэтка из Бруклинского музея. Крашенное дерево. Поздний период или период Птолемеев (664-30 гг. до н.э.)
Нефтида (Небетхет) – древнеегипетская богиня. Ее имя (Небетхет) переводится как «Хозяйка дома». Древние греки называли ее Нефтидой, и именно это имя получило наибольшее распространение в научной и популярной литературе. В Эннеаде Гелиополя (девятка важнейших богов города Гелиополя) Нефтида была младшей дочерью бога земли Геба и богини неба Нут. Она была сестрой Осириса, Исиды и Сета.

Сет и Нефтида. XIX династия, правление фараона Рамзеса II (1279-1213 гг. до н.э.). Луврский музейВо многих текстах она считается также женой Сета (для древних египтян в этом не было ничего предoсудительного – нормы морали древнего общества считали такой брак нормальным и допустимым).Однако брачный союз Сета и Нефтиды не был благополучным. В одной из глав «Текстов пирамид» Нефтида названа «женщиной, не имеющей влагалища», то ли потому, что она сама не могла иметь детей, то ли потому, что Сет был бесплоден (хотя в мифологических сюжетах, связанных с обольщением Нефтидой Осириса и рождением у нее сына Анубиса, об этом не вспоминается).

Муж Нефтиды — Сет – очень противоречивая фигура в древнеегипетском пантеоне богов. С одной стороны – он защищает солнечного бога Ра во время его ночного плавания по подземной реке от страшного змея Апопа, с другой – он коварно и жестоко убил своего брата – Осириса, хотел убить сына Осириса – Гора и получить власть над всем Египтом. Рельеф с изображением Нефтиды. Могила фараона XIX династии Рамзеса III. Долина королей, КV.11 Нефтида однозначно принимает сторону не своего мужа и брата, а сторону другого своего брата — Осириса и его жены – своей сестры Исиды (то есть Исида тоже была в родственном браке). Более того, одна мифологическая традиция считает Нефтиду матерью шакалоголового бога бальзамирования и мумификации Анубиса, а его отцом – бога Осириса, которого она обольстила обманным путем – по одной версии, чем-то опоив его, по другой – приняв облик своей сестры Исиды, являвшейся женой Осириса. Другие источники говорят о том, что отцом Анубиса-Сопду был бог Ра.

Функции Нефтиды не полностью ясны до сих пор, несмотря на обилие упоминаний об этой богине в древних источниках. Нет точных сведений о каких-то конкретных культовых центрах или храмах, посвященных именно Нефтиде, хотя имена нескольких священников до нас дошли. Ей обычно поклонялись в храмах, посвященных другим богам – Сету, Исиде, Осирису и т.д.

Фрагмент "Книги мертвых". Умерший (в белых одеждах) приветствует (слева направо) Нефтиду, Исиду, Осириса и Гора. Папирус. Копия. Луврский музей.

В мифах она обычно появляется как подруга и помощница своей сестры Исиды, оставаясь при этом довольно бесцветной. Она — своеобразная тень Исиды. Вместе Исида и Нефтида олицетворяли собой день и ночь, жизнь и смерть, рост и распад. Интересно, что в большинстве мифов не отмечена какая-либо негативная реакция Исиды на фактическое совращение Нефтидой ее мужа Осириса. Более того, Исида, узнав, что Нефтида оставила недавно родившегося Анубиса среди болот Дельты без защиты, кинулась его искать и охранять.

Нефтида из храма бога Монту в Тоде. Верхний Египет.Вообще, следует отметить, что мифы, рассказывающие о Нефтиде, Исиде, Сете, Осирисе и Горе полны всяческих противоречий и взаимоисключающих моментов с точки зрения логики. Однако мифологическое сознание синкретично, древние египтяне никогда не стремились изложить свои мифы логически непротиворечиво. Нефтида охраняет погребальный ковчег фараона Тутанхамона. Новое царство, XVIII династия. Каирский музей.Для них многослойность, многозначность, текучесть, изменчивость и нелогичность мифологических сюжетов были изначальной данностью. Изложить древнеегипеские мифы в более «логичном варианте» за египтян попытались древние греки. Древнегреческий историк и священник Плутарх в I веке н.э. сравнивал бога Осириса с полноводным Нилом, несущим жизнь; Исиду – с плодородными землями, орашаемыми Нилом, а Нефтиду – с каменистой и безжизненной пустыней.

Однако Плутарх познакомился с древнеегипетскими мифами тогда, когда культ этих богов существовал на территории Египта уже более 2 тысяч лет (упоминания о Нефтиде содержатся еще в «Текстах пирамид», относящихся к III тыс. до н.э.). Плутарх писал тогда, когда уже появились первые христианские общины, а сам он был убежденным сторонником греческого многобожия, под углом которого рассматривал и все остальные религии, в том числе и древнеегипетскую.

Ученые-египтологи считают Нефтиду одной из древнейших богинь страны фараонов и пирамид, представления о которой претерпели сильные изменения за время истории Древнего Египта (впрочем, это можно сказать практически о любом древнеегипетском боге или богине). Согласно «Текстам пирамид» Нефтида сопровождает бога Ра в его ночном плавании (Исида – в дневном). Исследователи (по крайней мере, некоторые) полагают также, что не очень четко и детально обозначенная супружеская связь Нефтиды и Сета, была лишь проявлением своебразной тяги египтян к парности – у Сета должна была быть жена, у Исиды – напарница.

Гор, Нефтида и Исида из храма Гора в Эдфу.Анубис, Нефтида и Гор из храма Хатхор-Маат в Дейр-эль-Медине. Период Птолемеев.

Поскольку Нефтида принимала самое активное участие (вместе с Исидой) в поисках тела убитого Осириса и во всех магических обрядах по его воскрешению, со временем она стала непременной участницей заупокойных магических обрядов древних египтян. Конечно, этому способствовало и то, что она стала считаться матерью бога бальзамирования Анубиса. Она часто предстает на изображениях возле покойного как носящая траур женщина. Иногда она изображается с крыльями (как и Исида), иногда в виде птицы — соколицы.

Рельеф. Новое царство. Могила фараона XVIII династии Тутмозиса IV. Долина королей, KV.43Наличие крыльев – определенная магическая необходимость. Взмахивая крыльями, Исида и Нефтида создают «ветер жизни», который позволяет умершему вдохнуть (воскреснуть). Причем следует отметить, что, как правило, Исида изображается у ног покойного, а Нефтида – в изголовье. Однако есть и редкие исключения, когда сестры изображены наоборот, то есть Нефтида у ног, а Исида у головы (одно из таких изображений приведено справа).

По крайней мере, начиная с IV в. до н.э. в храмах Древнего Египта осуществлялись ритуалы, когда две молодые жрицы-девственницы, с тщательно побритыми головами и телами, в париках и соответствующих одеждах изображали Исиду и Нефтиду, обращаясь к Осирису и призывая его воскреснуть. К тому времену уже каждый умерший египтянин олицетворялся с Осирисом, в отличие от ранних времен, когда вначале лишь фараон имел на это право, а позднее это было распространено только на высокопоставленных сановников.

Нефтида. Амулет из стекловидной композиции. Высота 3,5 см. Поздний период. Британский музей.Амулет с изображением Нефтиды, Гора-мальчика и Исиды. Высота 3,5 см. Стекловидная композиция. Поздний период. Британский музей. Одна из самых известных статуэток Нефтиды. Луврский музей

Сестры-богини также часто изображаются вместе в сцене взвешивания сердца в «Книге Мертвых». Нефтида была защитницей и покровительницей одного из четырех сыновей бога Гора – Хапи, Статуэтка Нефтиды. Жест руками обозначает скорбь по покойному. XXII династия (945-715 гг. до н.э.). Луврский музей.который обеспечивал сохранность легких покойного, помещаемых в специальный сосуд – каноп, которому придавали облик бабуина — Хапи.

Как одна из богинь плетения, Нефтида была особенно связана с льняными полосками ткани, которыми обертывали мумию. Эти полосы ткани иногда называли «локонами Нефтиды».

Богиня Нефтида и фараон XIX династии Сети I. Могила Сети I. Долина королей, КV.17Интересно, что Нефтида была богиней, к которой обращались не только во время похорон – она была также богиней, которую звали на помощь во время родов. То есть, Нефтида встречала первый вдох нового человека, она же провожала его в последний путь на земле, и она же встречала умершего у восточного неба после его смерти.

В Последний период истории Древнего Египта на юге страны Нефтиде поклонялись совместно с богиней Анукет.

Самым распространенным изображением Нефтиды в древнеегипетской иконографии являестся образ женщины с головным убором в виде иероглифического знака, состоящего из строительной корзины, положенной на стену дома. Этот иероглифический знак обозначает «дом», «дворец», «строение».