ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в формирование всего античного искусства . Египетские мастера первыми в мире придумали монументальную каменную архитектуру, подарившую миру множество великолепных шедевров. Скульптурный портрет, отличающийся своей потрясающей реалистичной правдивостью. Египетские зодчие и скульпторы, благодаря великолепному владению навыками обработки камня,оставили нам потрясающие каменные статуи, от величия которых просто захватывает дух. Получили развитие и другие виды художественных ремёсел, оставивших потомкам в наследие ювелирные изделия из тончайшего золота, серебра и самоцветов, предметы из цветного стекла и фаянса, наряды из тончайших тканей.

Архитектура в Древнем Египте.

Древнеегипетская архитектура отличается некоторым однообразием. Долгое время Египет был изолирован от других государств, поэтому не было такого необходимого обмена опытом и идеями в строительстве. Нил до сих пор является единственной хорошей дорогой в государстве.

В связи с тем, что в Египте жаркий и сухой климат — единственным деревом, растущим в Египте, является пальма, а она, как известно, не лучший строительный материал. Поэтому в Египте дома строились из влажного ила, оставленного сохнуть на солнце. Этим и объясняется некоторая ограниченность архитектурных форм: пирамида, колонна, пандус и пилон.

 

Большое влияние на искусство оказала религия и незыблемость верховной власти, которые являлись первоосновой египетского общества. Так уже в V веке до н.э. жилища вождей племен на фоне других выделялись своими размерами, а их могилы обкладывались кирпичом. Помимо этого могила вождя имела прямоугольную форму, в то время как могилы простых людей имели форму простой овальной ямы.

Египетское искусство создавалось больше не как эстетическое наслаждение, а как утверждение безграничной власти фараона. Поэтому было придумано огромное число канонов, которые способствовали возвышению фараона. Но помимо этого эти каноны сдерживали развитие всего египетского искусства.

Своего расцвета искусство строительства достигло во времена правления фараона Хеопса. Именно в это время появляется знаменитая пирамида, ставшая ему усыпальницей. После этого, несмотря на появление новых форм в архитектуре, качество строительства заметно ухудшается.

Скульптура в Древнем Египте.

Скульптура также как и архитектура, создавалась и развивалась, по большей мере для подтверждения незыблемой власти древнеегипетских богов, фараонов. Статуи, которых, обычно ставились на площадях, чтобы любой желающий мог полюбоваться их красотой и величием. Как правило, статуи сохраняли форму каменной глыбы или куска дерева, из которых они были высечены.

Для скульптуры также имеются очень строгие каноны: цвет тела мужчин темнее цвета женщины, фараон либо сидит, либо стоит, причем руки сидящего должны покоиться на коленях, а стоящего — опущены вниз. Эта статичность позволяла делать фараонов и богов более величественными.

Скульптуры же рабов наоборот изображались подвижными, выполняющими какую-нибудь работу, при этом передавая позы и жесты, характеризующие ту или иную работу.

Этим канонам древнеегипетские скульпторы следовали настолько строго, что они не претерпели изменений почти за трехтысячелетнию историю.

Наиболее известна скульптура, дошедшая до наших дней – это статуя Рамсеса II. Она находится в Карнаксом храме, у входа в одноименный зал и поражает туристов своим величественным видом.

Также сохранилось множество деревянных статуэток рабов, которые клались в гробницу вельможам, чтобы они сопровождали богачей в загробной жизни. Фигурки фараонов и богов изготавливались из алебастра. Чего только стоит бюст Нефертити, который завораживает своей красотой.

Живопись Древнего Египта

До наших дней дошло огромное количество росписей на стенах. Древние мастера так искусно передавали, то, что они видят: будь то качание тростника, бег колесницы, труд раба или движения танцовщиц, — что когда смотришь на эти росписи, то без труда можно представить всю жизнь Древнего Египта. От такой правдивости изображения и яркости красок захватывает дух.

 

Картины, как и все искусство, создавалось с целью улучшить загробную жизнь. Сцены, изображенные на картинах, повествуют о путешествии в загробный мир, а также о божестве, которое вершило суд, по результатам которого умерший направлялся в ад или рай – все это получило название «Суда Осириса». Также часто изображалась земная жизнь человека, чтобы он и после смерти мог заниматься тем, чем привык. В период нового царства в гробницу обязательно клали «Книгу мертвых», которая помогала умершему фараону в его загробной жизни.

Всего этого египетские мастера добивались следующим образом: вначале готовилась поверхность из камня, для этого вначале ложился слой грязи, затем слой гипса, и в довершение поверхность покрывалась известняком, — все это делало поверхность идеально гладкой.

Краски, которые использовались, делались из яичной темперы, дополненной разнообразными вязкими веществами и смолами. А сверху рисунок покрывался лаком. Минеральный состав красок и сухой климат Египта позволили росписям сохраниться до наших дней, практически в неизменном виде.

Ювелирное искусство в Египте.

Главной особенностью древнеегипетских ювелирных украшений было то, что по форме они напоминали собой божеств и чаще всего носились у сердца. Лоб также считался важной точкой на теле человека, которая олицетворяла собой «третий глаз». Поэтому в эту область часто вешались символы могущества, в частности и змея Буто или Урия, которую использовали фараоны. Но самым распространенным символом был скарабей Кефер, так как он символизировал смерть и перерождение.

Древнеегипетские ювелиры чаще всего использовали для своих украшений такие металлы

как золото, серебро и электрум. Электрум представлял собой сложный сплав из золота, серебра и других металлов. Изделия из этого сплава были похожи на изделия из серебра, но с великолепным блеском. К сожалению, сейчас получить электрум невозможно.

Наибольшую ценность у египтян имели изделия из серебра, украшенные золотом и драгоценными камнями. Это связано с Культом Богини Исиды и другими религиозными таинствами.

Литература в Древнем Египте.

Несмотря на то, что в Древнем Египте грамотных людей был всего лишь 1%, литература занимала значительное место в египетской культуре. Основными жанрами в литературе, являлись заупокойные тексты, любовные песни, гимны и сказки.

Первыми заупокойными текстами были тексты пирамид, начертанные на их стенах. Согласно верованиям египтян подобные тексты обеспечивали фараонам счастливую жизнь после смерти.

 

Первыми такими текстами, нанесенными на стены пирамиды, были сделаны по приказу фараона Униса в XXII веке до н.э. Чаще всего тексты содержали в себе легенды об Асирисе, Исиде, о борьбе Бога Ра со змеем Апопом. Впоследствии это стало традицией.

Во времена Среднего царства подобные тексты начали писать на каменных саркофагах, получивших название «Тексты саркофагов».

В период Нового царства тексты составлялись в скрипториях и записывались на папирусе. Сейчас эти заупокойные тексты сейчас известны под названием «Книга мёртвых».

Главной особенностью этой книги являлись ее многочисленные иллюстрации.

Большое разнообразие дидактической литературы, которая пользовалась огромной популярностью у египтян, показывала, как должен был жить человек, чтобы достойно пройти земной путь. Один из наиболее знаменитых образцов подобной литературы – «Поучение Аменемопе». Текст, которого сильно напоминает библейский.

Во время правления XVIII династий — стали пользоваться огромной популярностью любовные песни.

Интересным фактом является то, что первые сказки появились в Египте, причем притчи, описанные в Евангелиях, по содержанию частенько перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса». В этих сказках повествуется о приключениях Сатни-Хемуасе, являющегося старшим сыном Рамсеса II, верховном жреце бога Птаха и о его сыне Са-Осирисе.

Театр в Древнем Египте.

Зарождение театра произошло в Древнем Египте. Причём актерами, в этом театре были жрецы, и даже сами фараоны. А репертуар театра – это драматические религиозные представления. Наиболее популярной была мистерия под названием «страсти Осириса», в которой показывалась его жизнь и смерть. Также ставились мистерии, посвященные Исиде и Хору. Несмотря на разнообразные репертуары, их главная тема это всегда борьба добра со злом и тьмы с мраком.

Древний Египет оставил бесценное культурное наследие, повлиявшее на развитие искусства всего мира. Египетские архитекторы создавали настоящие шедевры: величественные пирамиды, храмы и дворцы, украшенные непревзойденными росписями и обелиски, вдохновляющие воображение путешественников и исследователей в течение не одного столетия. Следует признать, что все к чему бы ни прикасались египетские мастера – пронизано изумительным вкусом, необычной формой и материалом, в сочетании с превосходным исполнением.

Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте настолько высокий, что это привело к возникновению целой науки – Египтологии.