Египетский бог войны Монту

Главная Религия Древнего Египта Монту — древнеегипетский бог войны



Монту — древнеегипетский бог войны

16.05.2011 16:16 | Автор: kamt

Монту — в египетской мифологии бог войны Монту — египетский бог войны, олицетворение мужества и победы. Он был древним главным божеством Фиванского нома (4 ном Верхнего Египта), прежде, чем эта роль перешла к Амону.

Первые следы его культа относятся именно к этой области Древнего Египта. Во время Среднего царства (2055-1650 гг. до н.э.) культ этого божества получил широкое распространение и влияние по всей стране, благодаря победам фараонов XI династии, происходившей из Фив.

Фараоны с именем Монту

Бог Монту из храма в Тоде, построенном при фараоне Сенусерте I (XII династия)Четыре фараона этой династии (XI) носили имя Ментухотеп («Moнту удовлетворен», «Монту доволен», «Монту рад»), что указывает на его важность и значимость в тот период. Тогда же были построены первые большие храмы, посвященные ему.

При фараонах XII династии фараоны включали в состав своего имени имя уже другого божественного небожителя – Амона. Четыре фараона из этой династии имели имя Аменхотеп («Амон впереди»). То есть Амон несколько потеснил позиции Монту, однако он сохранил свое значение как «господин Фив» и бог войны в Древнем Египте.

Также большое влияние его культ имел в эпоху Нового царства при фараонах XVIII династии, когда Фивы являлись столицей Египта. Когда он стал все больше связываться с богом солнца Ра, то появилась такая его божественная форма, как Монту-Ра; получила распространение и такая ипостась этого божества как Амон-Монту-Ра.

Тесно связан был его культ и с культом Гора (Хора) – защитника фараонов. Согласно некоторым текстам, он вместе с богиней Рет-тауи (одна из его жен) были родителями Горпократа (Гор-ребенок).

Изображение Монту легко принять за изображение ГораОба этих божества (Монту и Гор) обычно изображаются в виде сокола или человека с головой сокола, что нередко приводит к определенной путанице. Однако чаще всего, когда он изображается в виде сокола, то имеет характерный для него головной убор, состоящий из двух перьев и солнечного диска с двойным уреем (изображение двух кобр).

Как египетский бог войны он часто держит в руках различное оружие, но чаще всего копье. Видимо, данное обстоятельство способствовало тому, что его иногда отождествляли с богом Сетхом (Сетом), стоящим на носу ночной лодки бога Ра и убивающего копьем врагов солнечного бога.

Военные корабли древних египтян часто украшались одним из «четырех Монту» (четыре культовых центра божества — Фивы, Армант, Медамуд и Тод) для устрашения и обеспечения победы над врагами Египта.

Монту с головой быка

Бог Монту в облике человека с головой быка. Лувр.В Поздний период истории Древнего Египта он иногда изображается с головой быка. Бык – могучее и сильное животное — замечательно подходил для образного воплощения неукротимости и отваги этого бога. Самые великие фараоны Египта называли себя «Могущественными Быками, сыновьями Монту».

Одна из стел, описывающая подвиги фараона XVIII династии Тутмоса III (ок. 1504-1450 гг. до н.э.), часто называемого древнеегипетским Наполеоном за выдающиеся военные победы, называет владыку Египта «отважным Монту на поле битвы». Надпись Аменхотепа II (ок. 1450–1412 гг. до н.э.), утверждает, что он метко стрелял в цель, ведя колесницу, потому что у него были «умение и сила Монту».

В известном рассказе о сражении при Кадеше про Рамзеса II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.), знаменитого фараона XIX династии, говорится, что он налетел на врагов и «бушевал среди них, как Монту, Бог Фив».

Великие фараоны Древнего Египта считались сыновьями могучего МонтуБелый бык с черной головой, который являлся его священным животным, стал почитаться в качестве священного быка города Гермонта (Армант) и ипостаси этого божества под именем Бухис. Гермонт – это греческое название города Армант, означающее «земля Монту».

Начиная с четвертого столетия до нашей эры, черно-белый бык всегда содержался в храме в Арманте, посвященный богу войны в Древнем Египте. Эти «быки Бухис» почитались как проявления двойных душ Ра и Осириса.

Его супругами считались три местных (фиванский ном) богини – Иунит, Рат-тауи и Tененет.

Храмы бога войны

Храмы, посвященные божеству, были в Карнаке, Гермонте (Армант), Медамуде и Тоде. Храм, построенный в Медамуде (город к северо-востоку от Фив) при Сенусерте III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.), продолжал существование еще в греко-римский период.

Рельеф из храма божества в Медамуде. Монту и фараон Сенусерт III. Известняк. Ныне хранится в Лувре.

Руины храма в Тоде сохранились до наших днейЕще дольше просуществовал храм в Тоде (поселение к югу от Фив), построенный при Сенусерте I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.).

Таким образом, хотя Амон и потеснил его с позиций ведущего божества города Фив, культ божества просуществовал фактически до самого конца истории Древнего Египта. Древние греки отождествляли его со своим военным богом – Аресом.

В числе главных божественных персоналий египетской мифологии (второй слева в нижнем ряду). Рельеф из храма Птолемеев в Дейр-эль-МединеВ египетской мифологии множество других божеств воинственны и кровожадны. Например, грозная женщина-львица Сехмет по праву может быть названа египетской богиней войны. Однако среди персоналий мужского пола на такую роль лучше всего подходит именно Монту — в нем черты бога войны выражены наиболее концентрированно и ярко.

Несмотря на то, что в его образе преобладали качества безжалостного божества войны, для древних египтян он выступал также в роли покровителя и опекуна счастливой семейной жизни.

Он упомянут в брачных документах, чтобы гарантировать соблюдение каждой стороной своих обязательств. Неверность описывается как «отвращение Mонту» и осуждается.

Также интересно будет посмотреть:Ра — бог солнца у египтянМеримутеф — бог мертвыхБог Тот в облике бабуина