Амон

Главная Египетские боги



Амон — отец богов и фараонов

14.12.2010 01:25 | Автор: kamt

Амон — божественный царь
Амон – один из важнейших древнеегипетских божественных персоналий, бог Солнца и царь богов. Его имя буквально переводится как «сокрытый», «потаенный».

Его образ претерпел в древнеегипетской мифологии значительные изменения.

Первоначально — один из покровителей Фив
Первоначально он был одним из местных божков города Фивы (входил с состав так называемой «восьмерки Гермополиса» — Огдоады, состоящей из четырех божественных супружеских пар: Нун — Наунет, Хух и Хаухет, Кук и Каукет, самого божества и его супруги Амаунет).

Статуя-триада из храма божества в Фивах (слева направо): Амон, фараон XIX династии Рамзесс II (ок. 1279-1213 гг. до н.э.), жена бога — Мут. Гранит. Туринский музей, ИталияЕгипетский бог Амон вначале почитался как один из покровителей города Фивы, божество воздуха и урожая. Однако период ХII династии (20-18 вв. до н.э.) он вытеснил (заменил) в качестве главного покровителя города Монту.

Амон с характерными чертами Мина. Статуэтка из собрания Британского музеяС ростом могущества Фив росло и влияние Амона. Супругой божества стала считаться богиня неба Мут.

У божественной четы был один ребенок — Хонсу, божество Луны. Вместе они составили фиванскую триаду: Амон – Мут — Хонсу.

В период Среднего царства с ним отождествляется божество плодородия Мин. В этом случае Амон изображается с характерным для изображений Мина эрегированным фаллосом.

В эпоху XVIII династии Нового царства (16-14 вв. до н.э.) он слился с богом солнца Ра в единое божество, получив имя Амон-Ра, которое впервые встречается «Текстах пирамид», то есть еще во времена Древнего царства.

Царь всех богов Египта

Бог Амон-Ра становится главой всего египетского божественного пантеона при фараонах Нового царства, которые были уверены в том, что именно это божество помогает им одерживать военные победы (в частности помог Яхмосу I изгнать гиксосов из Египта) и всячески поддерживает. В нем невидимо (что следует из самого его имени) существуют все божества, люди и предметы.

В этот период образ Амона отождествляется и сливается с образами других божественных существ: Гора, Хапи, Нуна, Птаха, Хепри, Себека, Хнума и других. Он почитался и как мудрый, всеведущий, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных, творец мира.

Так деликатно изображен акт зачатия королевой Мутемвией от Амона фараона Аменхотепа III. Храм Аменхотепа III, Луксор, XVIII династияС его культом неразрывно связано и обожествление фараона, поскольку фараон почитался как его сын во плоти (фараон рождается от брака божества и царицы-матери, к которой он является в образе ее мужа).

Фараоны иногда носили имена, включающие в себя имя своего божественного отца — Аменемхет, Аменхотеп. Он  обеспечивал великое покровительство и защиту фараона.

В честь него  были построены многочисленные храмы, самые грандиозные — в Луксоре и Карнаке. Величественные останки этих храмов и сейчас поражают воображение. Например, храм Амона в Карнаке занимает территорию 260 000 кв. метров! Во время  «прекрасного праздника долины» — праздника, посвященного этому божеству, из этого храма при большом стечении народа (только в храме могло поместиться 80 000 человек!) торжественно выносили статую божества, установленную на ладье. Египетский бог Амон Ра с помощью жрецов изрекал в этот день свою волю, предсказывал будущее, выносил решения по сложным вопросам.

Иконография Амона

Сфинксы с головой овна — защитники фараона. Храм Амона в Карнаке.

Его священное животное — баран и гусь (оба — символы мудрости). Перед храмом в Карнаке находится целлая аллея, вдоль которой расположены в ряд огромные статуи с львиным телом, но с головой барана, охраняющих фараонов, стоящих между их передними лапами.

Небесный отец — египетский бог Амон Ра. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет Абу, ЛуксорОбычно его изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Его плоть часто окрашивали ляпис-лазурью, что придавало телу синий цвет. С одной стороны, такая окраска подчеркивала его небесный статус, с другой — египтяне полагали, что именно такая дорогая краска, которую привозили в Египет издалека, достойна украшать столь великое божество.

Головной убор божества. Храм Сети I в АбидосеКаждое из двух перьев на головном уборе разделено вертикально на две секции. Эта двойственность отражает характерную для мировоззрения египтян уравновешенность противоположностей, например, Верхний и Нижний Египет и т.д. Также каждое перо делилось горизонтальными полосками на сегменты. Их число не было случайным. Чаще всего сегментов насчитывается семь, поскольку эта цифра является одной из самых значимых в религиозном мировоззрении древних египтян.

Также интересно будет посмотреть:Египетские пирамиды и бессмертие фараоновКаменные боги Горы — защитники фараоновРамсес III получает благословение богов