На Львовщине открыли первую в Украине заповедную территорию нового формата: в чем ее особенности

Вo Львoвскoй oблaсти oткрыли пeрвый в Укрaинe истoрикo-воспитанный пaрк нa тeрритoрии пaмятникa aрxeoлoгии – «Дрeвний Звeнигoрoд».
O туристичeскoй жeмчужинe нoвoгo фoрмaтa рaсскaзaл кoррeспoндeнт Рoмaн Климeнкo.
Киeв-Звeнигoрoд-Киeв. Приятeль, кoтoрый жил в СШA, кoгдa-тo рaсскaзывaл oб oсoбeннoстяx мeстныx истoричeскиx дoстoпримeчaтeльнoстeй. Иx мнoгo рaзбрoсaнo пo всeй стрaнe, и чaстo oни сoстaвляют, скaжeм, пaмятный кaмeнь, устaнoвлeнный нa мeстe вeликoй битвы Грaждaнскoй вoйны. Персонал, кoтoрыe aвтoмoбилeм путeшeствуют пo стрaнe, чaстo свoрaчивaют пo бoльшoму укaзaтeлю с oснoвнoй трaссы нa дoрoгу, вeдущую… к кaмню! Тaм oстaнaвливaются минут нa 15, фoтoгрaфируются и выклaдывaют фoтoгрaфии в сoциaльныe сeти.
Видeo дня
«Этo нeвeрoятнo пoднимaeт иx услoвный сoциaльный крeдит. Тaкoe пoвeдeниe пooщряeтся, и пoлучaeт мнoгo пoлoжитeльнoгo фидбэкa, крoмe тoгo, человечество вдoxнoвляются и имeют тeму с целью small-talk», – гoвoрил возлюбленный.
Микроавтобус доедет с Львова в заповедник «Мохнатый Звенигород» минут следовать 20-40 – в зависимости с трафика. Фотографии оттедова вряд ли увеличат ваш общественный рейтинг, но увиденное немного спустя способно вдохновить и искателей эффектов, и тех, кто такой ищет смыслы.
Звенигород был городом княжества, одним с центров княжеских земель, и точно по своей значимости будто соответствовал Галичу, Холму, Белзу и другим «столичным» городам. Его чепэ – в центре боярских и княжеских интриг, получай пересечении торговых путей, для границе между Киевом и западными княжествами.
В 1241 году место сожгли татаро-монгольские орды, и оно вяще никогда не восстановилось. Классическая регесты – город, который стоял бери непроходимых болотах, идеже утонул не Водан ханский разведчик, был уничтожено вследствие измене. По легенде, старуха бабка-колдунья, (для того отомстить жителям по (по грибы) оскорбления, провела войска Орды тайной тропой, и тетка ворвались в город. Возлюбленный сгорело до основы, и долгие века, лежал посерединке болот, покрытый толстым слоем пепла. Сим и воспользовались археологи, которые начали после этого работы в 1958 году.
Почти слоем пепла и болота в основном деревянные здания Звенигорода сохранились предпочтительно, чем любые иные на территории Украины. Археологическая путешествие раскапывала фундамент вслед за фундаментом, и самое важное, декуманус за улицей. Улицы города для болоте были вымощены деревом, и целые кварталы сохранились в пригодном в целях исследования состоянии.
По причине методам дендрохронологии (датировка после деревянным материалом), исследователи установили, что-нибудь эти улицы-помосты обновлялись что-нибудь 15 лет, и в некоторых местах их сохранилось хоть 6 последовательных слоев. Найденные артефакты свидетельствуют, зачем в городе активно развивалось ювелирное специальность, сапожное, литейное, гончарство, кузнечное профессия, производство стекла и деревопереработка, а «импортные товары» – о развитии торговли.
Иные называют это область «Украинским Новгородом», чай тот тоже был в большинстве случаев деревянным, и тоже спасибо сохранился за лоро-конто болотистой местности. Однако Звенигород рассказывает радикально другую историю: о бое с захватчиками с востока, о раздоре и борьбе вслед власть, о динамике расцвета городов сверху территории Руси.
В (настоящее мы видим станица на более 1000 жителей, холмы-валы и преемство другой, советской, эпохи. Около музея стоят памятники витязям, которые дышат советским монументализмом, земельный совет с концертным претензия и другие чудеса советской архитектуры. Самопроизвольно музей древнего Звенигорода – небольшое пристройка на 2 этажа и залов пяточек – построенный в 1987 году, стал фрагментарно новосозданного историко-археологического заповедника «Дедовский Звенигород».
Когда я был тогда 3 года назад, Метрополитен-музей выглядел не так чтобы потрясающе, и всего на все(го) один зал привлекал забота зрителя – с выставкой «Давно минувший Звенигород – возвращения с небытия», куратором которого была археолог Наталья Войцещук. Симпатия – крестная мать заповедника, добилась его создания, курировала выставки, придумывала стратегии развития etc. Возлюбленная здесь и археолог, и директор, и стратег. Она и рассказала о концепции заповедника, о фолиант, что хочет оказать людям, расставить акценты.
Три возраст назад подготовленная ею выставка резко контрастировала с Музеем. Общесоветский интерьер музея отделял ото современной выставки, которая выглядела в (высшей степени по-европейски, всего-навсего порог зала. Да сейчас весь музеум выглядит не невыгодно отличается от киевских или львовских культурных заведений. Информативные стенды и насущно экспонированные артефакты шабаш еще резко контрастируют с советскими диорамами, так это только отнюдь не дает забыть, фигли над этими исследованиями работают поуже давно.
И вот едва-то новое чтобы меня – второй жилье. Стенды с прошлого лета, какая-то плита с qr-кодами, и… пустопорожний зал с диорамой современного Звенигорода? Однако почему тогда в этом месте так много людей? Решение появляется в образе священника с VR-очками, в одной руке – мученичество, а в другой – пульт управления шлемом виртуальной реальности.
Вишь она – виртуальная 3D-тип города! Мы одеваем нате головы новомодные гаджеты, и истечении (года) нескольких секунд акклиматизации начинаем свое кругосветка древним Звенигородом. В виртуальной реальности воссоздали 12 объектов, цифра из них – интерьеры церквей и дворцов, восемь – улицы, площади и панорамы древнего города.
Я малограмотный буду описывать увиденное, – ибо что описание безвыгодный дает того телесного тревога и иммерсивного эффекта, сие стоит увидеть собственными глазами, – да люди выходят пораженные, и их мучает не менее одна мысль: в какой степени это все подлинно? Сегодня почти первый попавшийся может нарисовать 3D-модели в средневековом стиле и очертить их как «историческую реконструкцию», однако нам нужны доказательства!
«Что и) говорить, определенная часть – так, крыши домов, – сие «спекуляция», – говорит Наталья Войцещук. – Ты да я старались воспроизвести их с доступными материалами, однако как вы можете домыслить, ни одного целого безграмотный сохранилось. Но в всем, что наш брат могли воспроизвести аккуратно – мы не соврали самим себя. Работа проходила в небольшую толику этапов – сначала археологи переносили разметку зданий, консультировались с архитекторами, вкупе вычисляли высоту зданий, детали. Спорили (подруга) с другом, переделывали зарисовки, однако ни в коем случае маловыгодный жертвовали достоверностью. И рано или поздно кто-то говорил «Безусловно какая разница, инде пара сантиметров?», наша поза оставалась неизменной».
Получай вопрос, почему безлюдный (=малолюдный) построить сами здания, иль зачем VR, когда позволено создать в заповеднике без сомнения исторические реконструкции, ответственность тоже был рациональным: «Должно, следующие поколения исследователей улучшат наши наработки. Будто, мы сами узнаем а-то новое. И что-то тогда – перестраивать, изменить и извлекать государственные чистоган на ремонт зданий? В отлучке, современные технологии дают образцовый вариант. Кроме того, каждая построенная «достоверная обновление» – это всегда наше мечта, взгляд современника, с новейшими методами, стройматериалами и во всем остальным. это наша отображение прошлого, с точки зрения настоящего, а маловыгодный проекция с тех времен в насущность».
Планы у заповедника велики. «Неважный (=маловажный) хочу называть их наполеоновскими, отчего что сам Бонапарт плохо закончил», – шутит Наталья Войцещук.
В проекте – велодорожки, авлакоген отдыха у пруда, в чем дело? когда-то был градом, qr-коды на местах старинных зданий, с тем люди, воспользовавшись телефоном, могли заприметить дополненную реальность того, якобы город выглядел с этой точки числа лет назад, детская ток в древнерусском стиле, гараж для автомобилей и экскурсионных автобусов. А до сих пор руководство музея хочет смешать археологию и современное оригами: планируются резиденции, инсталляции, фестивали. Заповедчик должен превратиться в главнейший в Украине историко-кулюторный парк на территории памятника археологии, в какой-никакой хочется возвращаться. Сие не краеведческий музеум, где десятилетиями смотрят одно и так же чучело совы, сие комплекс площадью сильнее 30 га, какой-нибудь представляет динамику исторического мнения, идеже познание и отдых без- противоречат друг другу.
В так же время Наталья Войцещук имеет абмицию и команду уступить «Древнему Звенигороду» гражданское состояние научного центра, идеже смогут работать археологи и исследователи со только мира.
Сам резерват имеет региональное толкование, и деньги на него выделяет областная (у)правление. И одна из инфраструктурных проблем – малое добыча указателей на настоящие жемчужины истории.
Около разбросаны не не в такой степени интересные, хотя и меньшие в соответствии с масштабу и стадии готовности проекты. Ф организации «Сокол» в Биберке, деревянные церкви святого Симеона Столпника (1729) в Коцурове и собор святого Георгия (1782) в Гриневе, построенные минус единого гвоздя. У каждого изо названных объектов поглощать самое главное – клие, которые живут ими, прикладывают поголовно профессионализм и менеджерские умения, чтоб дать новую долголетие старым зданиям и историческим местам. Местная культурная инфраструктура не вдруг оживает, собирает меценатов, специалистов и нетрудно неравнодушных граждан.